Для каждого человека на пороге самостоятельности возникает непростой вопрос - кем быть? Как не ошибиться в выборе будущей профессии, которая должна определить всю последующую жизнь. Кто не хочет, чтобы работа была интересной и в то же время посильной, чтобы она могла обеспечить достаток по результатам честного труда. Правильный выбор сделать трудно, не хватает знаний, да и свои интересы пока далеко не ясны.
Поэтому хотелось бы помочь в выборе тем, кому нескучно на уроках физики и химии, математики и информатики, кто увлекается техническими новинками и сенсациями фантастики, кто способен хотя бы изредка удивляться необычным закономерностям явлений окружающей природы. Если у Вас есть эти качества (для чего не требуется быть вундеркиндом) и Вы учитесь сами, а не только по настоянию учителей и родителей, то можете претендовать в инженеры-физики двадцать первого века. Для того чтобы стать им, требуется пройти школу знаний "технического университета" на кафедре молекулярной физики, которая является первой физической кафедрой физико-технического факультета. В противовес этому утверждению у Вас должен сразу же возникнуть вопрос - что общего между квалификацией инженер-физик и отраслью научного знания молекулярная физика? Дело в том, что физик, в отличие от других инженеров, должен быть компетентным как в производственно-технических, так и в научных вопросах. Ему необходимо владеть всем арсеналом технологического и информационного обеспечения производства. С другой стороны, он должен понимать природу рабочих материалов, макро- и микро-закономерностей технологических процессов. Соответственно этим требованиям организовано обучение студентов кафедры. Оно базируется на трех составляющих:
- фундаментальной физико-математической подготовке университетского уровня, обеспечивающей выпускников научным мировоззрением и квалификацией в области физического материаловедения;
- подготовке в области информатики и средств автоматизации, базирующихся на электронных и механических системах, которая позволяет овладеть современными методами оптимизации и управления производства, а также проведения научных исследований;
- общеинженерной подготовке, представляющей достаточную основу технических знаний будущих специалистов.
Нет надобности перечислять подробно конкретные дисциплины базовой подготовки студентов, которая продолжается без малого четыре года. Она включает высшую математику и вычислительную технику, теоретическую физику и техническую электронику, физику агрегатных состояний веществ и автоматизированные системы... Обдумывая этот далеко не полный список, Вы сами можете сделать вывод, что базовая подготовка достаточно универсальная и гарантирует будущему специалисту высокую квалификацию.
Какую же работу предстоит выполнять выпускнику? Организация обучения учитывает разнообразие Ваших возможностей, которые Вы к тому же далеко не сразу можете оценить. Уровень базовой подготовки позволяет в зависимости от Ваших наклонностей, характера, избирательных результатов учебы специализироваться в области фундаментальной или прикладной науки, технологии или организации производства. Этот выбор облегчается учебно-исследовательской работой, которая обязательна для всех студентов кафедры, но определяется каждым индивидуально по интересующей его тематике. В ней Вы можете испытывать себя и в ряде случаев по ее результатам при дипломировании определиться не только с направлением будущей деятельности, но и с конкретным рабочим местом на предприятии, в НИИ, КБ.
Нельзя быть универсальным специалистом. На завершающей стадии обучения (4-5 курсы и дипломирование) осуществляется специальная подготовка инженеров-физиков. Возможно, Вы слышали, что в числе глобальных проблем жизнедеятельности человека выделяется катастрофическое расходование невосполнимых энергетических ресурсов. Кстати, с этим связана и сложная экологическая обстановка, конкретное оздоровление которой так же задача физика. В плане этих проблем принципиально значимой и перспективной является Ваша будущая специальность "Ядерные реакторы и энергетические установки", на базе которой предусмотрен ряд более узких специализаций. Кроме того, завершающее обучение можно проходить по индивидуальному плану с учетом последующей работы.
Изначально выпускники направлялись работать в атомную промышленность. Именно там формировались наиболее квалифицированные инженерные и исследовательские коллективы, В настоящее время в связи с конверсией деятельность наших выпускников резко расширилась в направлении наукоёмких технологий, основополагающая из которых - энергообеспечение.
Именно энергообеспечение служит основой и определяет перспективы развития промышленности и экономики общества и благосостояния каждого из нас.
Конечно же, у Вас возникают вопросы: есть ли альтернатива атомной энергетике, какие выводы следует сделать из Чернобыльской аварии? При существующих расходах запасов нефти и газа, их хватит на 3-4 десятилетия. Угля несколько больше, его достаточно для потребления несколько более, чем на сто лет. Прочие ресурсы (гидроэнергетические, геотермальные и т.д.) в общем балансе способны обеспечить лишь незначительную часть энергетических потребностей. Какова дальнейшая перспектива? Возвращаться в пещеры, но и там нужен огонь, который в неумелых руках далеко не безопасен.
Следует учесть так же чрезвычайную ценность органического топлива, как невосполнимого сырья для будущих поколений. По высказыванию Д.И.Менделеева бездумное использование органических ресурсов аналогично сжиганию ассигнаций.
Все виды топлива при горении образуют углекислый газ, который приближает мир к парниковой катастрофе. Даже в безаварийных условиях использование традиционных источников энергии приводит к угрожающим экологическим последствиям. Рассеяние выбросов канцерогенных и отравляющих веществ с тепловых станций создает постоянно действующий фон, ежегодное губительное действие которого превышает последствия Чернобыльской аварии. Поэтому развитые страны, борясь за чистую окружающую среду и будучи прагматичными, значительную часть электроэнергии вырабатывают на атомных станциях. При безаварийной работе АЭС представляют собой наиболее экологически чистые источники энергии. Проблема заключается в обеспечении высокого научно-технического уровня проектных решений и эксплуатации. Следствием строжайшей экспертизы явилось принятое в последнее время решение о строительстве на Урале Южно-Уральской АЭС и четвертого блока Белоярской АЭС с использованием новых реакторов на быстрых нейтронах. Альтернативы атомной энергетике нет.
У Вас может сложиться представление, что такая работа по плечу будет только тем, кто отлично учится в школе. Это не так. Важна Ваша заинтересованная работа в университете. Действительно, средний балл поступающих не выше, чем по другим специальностям университета. Около половины из тех, кто приходит к нам, выпускники школ районных городов нашей и соседних областей, а не только из специализированных учебных заведений областного центра. Тем не менее, каждый десятый студент - отличник, каждый шестой наш выпускник - кандидат наук. В среднем на каждый выпуск приходится свой доктор наук. Среди бывших студентов ведущие специалисты и организаторы объектов атомной энергетики, крупных промышленных предприятий, признанные ученые. Это значит, что учиться посильно и интересно. Приглашаем Вас в инженеры-физики по специальности 0705 - "Ядерные реакторы и энергетические установки".